В августе 2020 года Китайский бренд Чжун Ча представил любителям чая один из знаменитейших чаев фабрики – Ба Ба Цин Бин. Название чая дословно переводится, как «восемь-восемь зеленый блин». Более красиво, в адаптированном русском варианте это название звучит, как «Зеленый блин 88». Почему 88 и чем же знаменит этот чай?
В Китае это чай называют легендой, но все произошедшее с ним – еще свежо в памяти, и для многих было будто вчера.
Происхождение «двух восьмерок»
В 1973 году Юньнаньское отделение по импорту и экспорту чая, предшественник компании Чжун Ча, получило права на экспорт и импорт собственной продукции. В то же время, по просьбам клиентов из Гонконга, подразделение Юньча попросило чайных экспертов Тань Цзыли, У Циина, Ван Синъиня разработать и возобновить производство классического прессованного чая.
Компания придавала большее значение не просто прессовке готового чая, а именно разработке технологии всех процессов от сбора, до рецептов обработки и прессовки чая. За основу была взята технология производства прессованного в виде блинов чая, шедшего на экспорт в 1958 году. Разработка рецептов была поручена чайным фабрикам Ся Гуань и Мэнхай. В то же время в мире чайных производителей свершилась небольшая революция: крупным фабрикам были присвоены номера для маркировки продукции. Таким образом, Мэнхайской чайной фабрике был присвоен цифровой код «2», Фабрике Ся Гуань – «3». В 1975 году появляется классический рецепт зеленого прессованного чая 7542. Его выпуск был начат в 1988 году и продолжился до 1992 года.
Чэнь Гои с чаем, принесшим ему удачу
Тут на арене появляется знаковая персона – Чэнь Гои(陈国义). Родившийся в Китае, в провинции Гуандун, но выросший в Гонконге, в начале 80-х Чэнь Гои руководил нефтяным бизнесом. Его коллега, г-н Хуан очень любил чай, и был мастером чайной церемонии. Увлекшись чаем, Чэнь Гои и сам начал изучать чай, и чрезвычайно увлекся этим. В какой-то момент он осознал, что нефтяной бизнес – это то, что загрязняет природу и пагубно действует на человеческое общество, отравляя его жаждой наживы. Поэтому в 1988 году он уходит из нефтяного бизнеса и открывает компанию Tea Art Paradise.
В 1989 году в чайной промышленности Юньнани разразилась ценовая война, что привело к снижению продаж чая. В этот момент руководитель Hong Kong United International г-н Чен Цян приобрел в провинции Юньнань партию чая 7542 по цене менее 7 юаней за штуку. Заказав 30 тонн чая, Чен Цян отбыл на родину. Упаковка готового чая была из тонкой хлопковой бумаги, на которой вручную были проштампованы иероглифы Ба Чжун, Лю Ча, Чжун Ча. Первая партия чая не впечатлила гонконгских торговцев. Для них чай был слишком зеленым, терпким, горьким на вкус, что не нравилось покупателям. Такой чай было очень сложно продавать.
В 1993 году состоялась встреча Чэнь Гои, представителя чайной торговой компании и Чена Цяна, представившегося агентом китайской чайной фабрики Мэнхай. Последний вручил два блина чая, изготовленного по рецепту 7542, и пожаловался, что в Гонконге этот чай никому не нравится, и его не хотят покупать. Господин Чэнь Гои, в свою очередь, вообще был незнаком с этим видом чая – до этого он продавал исключительно обычный зеленый чай, улуны, и чайную посуду.
Почувствовав возможность выгодной сделки, Чэнь Гои продегустировал оставленные образцы, и остался в шоке: вкус чая был тяжелым, резким и грубым. Но при этом чай был довольно ароматным, и стойким к проливам. Вкус чая сохранялся после семи промываний. Задумавшись, Чэнь Гойи решил так: чай никому не нужный, а значит дешевый. Но поскольку чай хорошо вел себя при хранении, сохраняя вкус и аромат, значит им можно торговать продолжительное время, а не как зеленым чаем, который сохраняет свой вкус примерно в течение года после изготовления.
Одна из первых партий Ба Ба Цин Бин по рецепту 7542
Чай, который продавал Чэнь Гои. Слева наклейка - символ торговца тех лет, наклеивалась на чай перед продажей, наряду с надписью
Ба Ба Цин Бин из магазина Чэнь Гои
Купив весь чай, а это примерно 400 блинов, Чэнь Гои условно назвал партию «Ба Ба», или «88» и добавил к цифрам характеристику «Цин Бин», или «зеленый блин». Многие считают, что 88 – это год выпуска первой партии такого чая, но сам Чэнь Гои объясняет цифры так: Первая цифра 8 – это восьмая годовщина открытия своего первого чайного магазина. А вторая «восьмерка» на кантонском диалекте означает признак удачи и богатства.
Примерно в это же время, в середине 90-х выяснилось, что хранившийся в Гонконге чай разительно отличается по вкусу от того, что хранился на родине его происхождения, городе Куньмине. Отличие в климате, а в Юньнани он довольно сухой по сравнению с Гонконгом, благотворно сказывалось на вкусе чая за те несколько лет, что прошли после его прессовки.
В это же время Мэнхайская чайная фабрика была продана с аукциона, и стала фабрикой Мэнхай Да И. Но при этом права на рецепт 7542 принадлежат как Да И, так и Чжун Ча. Естественно, что классический рецепт в исполнении Чжун Ча стал называться 7541. А что же Ба Ба Цин Бин?
Первая партия чая, выпущенная в 1988-1993 годах, давно стала коллекционной ценностью и стоимость подлинных экземпляров этого чая в хорошей сохранности сегодня достигает 5 миллионов юаней – именно за эту сумму чай был продан на аукционе в 2014 году.
Ба Ба Цин Бин 2020 года
В 2016 году китайским брендом Чжун Ча был выпущен чай под знакомым названием Ба Ба Цин Бин. С одной стороны это была попытка на волне исторического успеха вывести на рынок успешный продукт, с другой – показать преемственность поколений и бережное отношение к истории.
23 августа 2020 года Чжун Ча представила общественности версию 88 Цин Бин 2020 года. Всего выпущено 9000 упаковок чая, состоящих из 7 блинов. То есть общее количество этого чая составляет всего 252 тыс. штук, что в масштабах чайных коллекционеров – не такая большая цифра.
Что интересного в версии 2020 года?
Упаковка Баба Цин Бин 2020 года
В первую очередь чай встречают по обложке. И тут компания постаралась на «все сто». Обложка выполнена в зеленом цвете, что сразу характеризует основное название чая – зеленый блин. Но при этом в середине находится изображение классического чая от Чжун ча, напоминающее историческое изображение. На лицевой стороне обложки нанесена фирменная марка-голограмма, и некоторые другие элементы защиты. Даже дата выпуска чая выбрана символично – 8 августа, или 8/8.
Внутри нас встречает вторая обложка, выполненная в классическом стиле, в бело-красных тонах, с зеленым иероглифом «Ча» в середине, окруженным восемью иероглифами «Чжун» по кругу. Так же внутри имеется сертификат соответствия и тестирования чая на предмет содержания вредных примесей.
Чайный блин умеренно плотный, однородный, без желтого листа. Чайные стебли длинные, лини четкие.
Вкус чая – без «зеленого привкуса», горечь и терпкость сбалансирована, аромат ровный и яркий. Чай вызывает обильное слюновыделение и ощущается как гармоничный и полноценный. Стойкость к завариванию умеренная. Водянистый оттенок во вкусе появляется только после десятого заваривания.
Дегустаторы сошлись во мнении, что с точки зрения стойкости при заваривании, в сырье нет материалов с древнего чайного дерева. Более того, содержание чайного листа со старых чайных деревьев так же вызывает сомнение. Но если смотреть на чай с точки зрения вкусовой гаммы 7542, характеристики чая более чем идеальны. Чувствуется, что при изготовлении уделялось пристальное внимание к мастерству обработки и качеству сырья. По данным компании, в составе купажа есть сырье с Горы Биндао, и Бань Чжан. По мнению знатоков это выглядит несколько сомнительно, но тем не менее, характерные оттенки, присущие такому сырью, в чае прослеживаются.
Имеет ли чай инвестиционную привлекательность? По мнению экспертов, в процессе хранения чай обязательно улучшит свой вкус, который уже сейчас можно рассматривать как идеальный. Розничная стоимость чая на момент появления в продаже составляет 888 юаней. В перспективе возможен рост до 1,3-1,5 тысяч юаней в течение небольшого времени после того, как весь чай находящийся в продаже будет раскуплен. Однако в далекой перспективе возможность сильного роста цены чая выглядит сомнительной. Что-ж, время это покажет!
Allex Leonenko