Уезд Шуанцзян, расположенный под Тропиком Рака, является одним из источников крупнолистового чая Мэнку. Плодородные почвенные ресурсы, превосходное географическое окружение и уникальный климат сделали крупнолистовой чай Мэнку известным во всем мире. Чайный лист этой зоны содержит наибольшее количество экстрагируемых водой веществ. Семья Жун, проживающая в округе Шуанцзян и владеющая брендом Мэнку Жун Ши, из поколения в поколение превращала ценный природный ресурс в кусочки прекрасного чая. После более чем полувека взлетов и падений первоначальное намерение не изменилось, и, наконец, оно превратилось в культовый и знаменитый чай. Чай Мэнку Бо Цзюнь.
Уезд Шуанцзян — чайные рощи
В 1990-х годах эксперты из Научно-исследовательского института чая Китайской академии сельскохозяйственных наук с удивлением обнаружили, что некоторые первосортные образцы чая ежегодно поступают из района Шуанцзян, провинции Юньнань. После тестирования этого чая выяснилось, что он не просто соответствует заявленным стандартам безопасности пищевых продуктов, а даже перекрывает допустимые нормы в несколько раз, в более строгую сторону. При этом качество образцов улучшалось с каждым годом. После детального знакомства с этими образцами чая выяснилось, что все они были переданы из небольшой чайной компании, расположенной в Шуанцзяне. В 90-е годы стандарты пищевой безопасности еще не требовали обязательной проверки, но эта компания регулярно предоставляла свои образцы для тестирования, и с каждым годом улучшала качество готовой продукции. Поездка представителей института чая закончилась знакомством с Жун Цзяшэном, чайным мастером во втором поколении, проживающим в районе Шуанцзян.
История Мэнку Жун Ши началась в 30-х годах XX века. Первым чайным мастером, начавшим чайный бизнес, был Жун Чжэнцун, отец Жун Цзяшэна. По словам сына, первым чайным опытом, внедренным его отцом, было воспоминание о культивации чистоты и опрятности при сборе и изготовлении чая. В то время, когда другие чайные фермеры могли собирать чай босиком и в повседневной одежде, а потом в этом же виде заниматься его переработкой, Жун Чжэнцун требовал от своих работников чистоты и опрятности в одежде, и сам покупал работникам новую пару обуви. Позже Жун Цзяшэн говорил: «Вы можете сменить одежду, если она вам не подходит. Чай же попадает в желудок, и его нельзя извлечь и заменить. Мы должны нести ответственность за то, что даем другим». Чувство ответственности и высокие стандарты производства он привил и шестерым своим детям.
чайная фабрика Шуанцзян в 80-е годы
Рожденный в 1946 году, Жун Цзяшэн в 1982 году унаследовал семейный чайный бизнес, и начал его постепенное развитие. В 1992 году была основана чайная фабрика Мэнку Жунши. Большой скачок вперед был сделан после либерализации китайской экономики. В 1999 году была приобретена обанкротившаяся чайная фабрика округа Шуанцзян, и основана компания Юньнань Шуанцзян Мэнку Ltd. В 2005 году чайный сад, использовавшийся брендом Мэнку, прошел экспертную проверку и получил сертификат «органик», органического и безопасного продукта.
Жун Цзяшэн в 90-е годы в чайном саду
В 2005 году Жун Цзяшэн представил новый чай Мэнку Му Шу Ча «Материнское Дерево», изготовленный из крупнолистового сырья сорта Мэнку, собранного в горах Биндао. Этот шэн с воодушевлением был принят в среде поклонников чая, и заслужил высокие оценки не только в Китае, но и за его пределами. И раз уж чай стал известен за пределами Китая, на фабрике Мэнку решили, что продукция должна соответствовать и стандартам ЕС. На что Жун Цзяшэн сказал: «На самом деле я не знаю, что такое стандарты ЕС. Я всегда использовал свои собственные стандарты. Чай пьют и назад не выплевывают. А, значит, здоровье и гигиена при его производстве – это самое главное».
По мнению основателя бренда, «Чайный сад – это первый цех чайной фабрики. И о здоровье и безопасности продукции нужно заботиться с самого начала. Люди пьют чай ради здоровья. Если чай вредит здоровью, как он может быть достоин производства?».
Жун Цзяшэн на собственном примере показал отношение к производству чая. Однажды он пригласил нескольких журналистов в чайный цех, в котором производились процедуры «Убийства зелени» Шацин, скручивания чайного листа, и обжарка его в специальном котле. Обжаренный чайный лист уже не так мягок и послушен, как свежий. Он скатывается в котле к его центру, имеет бесформенный вид и крайне неоднороден. И сделать его равномерно скрученным, идеально обжаренным и хорошо просушенным не так просто. После собственноручной обработки порции чайного листа, готовый продукт был отправлен на сушку. На следующий день представителем прессы принесли два чая. Попробовал один из них, все ощутили яркий и сильный аромат, а вкус чая был богатым, с сильным послевкусием. Второй же чай имел вяжущий вкус и грубый аромат. По словам мастера, свежие листья этих двух чаев были собраны в одном и том же чайном саду, в деревне Хайгун. Но только первый чай изготовил сам Жун Цзяшэн, а второй был изготовлен местным фермером.
Жун Цзяшэн указал на отличия. Его чай производился в ночное время, когда сырье «созрело». Обработка была тщательной и долгой. Фермер же пренебрег работой в ночное время, а чайный лист в этом время «перезрел». Дальнейшая обработка этого сырья была ускоренной, прожарка неравномерная, скручивание легкое. В результате и вкус – весьма посредственный.
Таким образом Жун Цзяшэн показал, что даже если сырье отличное, посредственный подход к его переработке обязательно скажется на вкусе готового чая.
Пожалуй, самый известный образ Жун Цзяшэна
Жун Цзяшэн
Жун Юйтин, сын Жун Цзяшэна, и чайный мастер в третьем поколении присоединился к семейному бренду в 2005 году, после окончания университета. Амбиции молодого мастера и его энергия нашли воплощение во множестве новаторских инструментов, призванных улучшить качество чая. Специальный котел для обжаривания с противопожарной дверцей, высокая каменная мельница для прессовки чая, чайный пресс, машина для сушки чая…
2005 год, когда в цехах фабрики появился чайный мастер в третьем поколении – это был год пика популярности чая пуэр. Однако все мечты о счастье вдребезги были разбиты крахом рынка пуэра в 2007 году. В одночасье рынок пуэра превратился из «рынка продавцов» в «рынок покупателя». Теперь покупатель диктовал цену на чай, а продавец либо соглашался, либо терпел крах. Непростое испытание для индустрии пуэра в целом, и чайной фабрики в частности.
Жун Юйтин, в начале своей карьеры
Во второй половине 2007 года, видя разоряющиеся одну за другой чайный фабрики, Жун Юйтин серьезно начал задумываться о будущем фабрики. В то время как все старались минимизировать затраты, и удешевить продукты, на фабрике Мэнку решили сделать ставку на качество и оригинальность. Осенью 2007 года, на чайной выставке в Гуаньчжоу, в ноябре был представлен новый продукт бренда Мэнку, шэн пуэр Бо Цзюнь «Благородный Господин».
Сырьем для шэна Бо Цзюнь стал осенний сбор чая, который не пользуется большой популярностью. Но поскольку он вкусен и полезен, при должной обработке, скорее всего он будет неплохо принят ценителями чайного вкуса. Основное кредо продукта – «Стойкое качество и стабильная цена».
Жун Юйтин в производственном цехе фабрики Мэнку
На самом деле, планка довольно высокая. Каждый год разные погодные условия, разные зоны сбора сырья и разные процессы первичной обработки могут существенно менять вкус чая. Это всегда было проблемой, и неразрешимой задачей при стандартизации пуэра. Чтобы обеспечить качество Жун Юйтин теперь каждую осень проводит много времени в производственной зоне, чтобы выбрать лучшее сочетание разных видов сырья и показать всё, что может дать правильно обработанный чайный лист. Бо Цзюнь – это искушение и поощрение.
2007 год – это год рождения шэн пуэра Бо Цзюнь, и первый шаг к созданию шу с тем же именем.
Первый выпуск Мэнку Бо Цзюнь, шэн пуэр, 2007 год
А.Л.