…Конец XX-го века. Цзоу Бин Лян уже более сорока лет занимается чайной отраслью. Более двадцати лет прошло с момента разработки ускоренной ферментации чайного сырья, и стандартизации основных процессов. Написано первое издание «Технологии производства чая пуэр», в котором описаны регламенты производства купажированного и ферментированного чая. Вклад Цзоу в развитие юньнаньского чая из древесного сырья несомненен, и, скорее, не имеет равных. Год назад основатель технологии покинул Мэнхайскую чайную фабрику, работе на которой отдал несколько десятков лет, пройдя путь от студента-практиканта до ее директора. Сегодня, в 1997 году Цзоу Бин Лян работает консультантом в провинциальной юньнаньской чайной компании. Здесь его и нашел Янь, молодой торговец с Тайваня.
Состоявшийся между Цзоу и торговцем Янем разговор воодушевил Мастера – любители чая оценили ферментированный чай, выпускавшийся на Мэнхайской чайной фабрике, и хотели получить его снова. И выпустить такой чай – не велика проблема. Если бы не одно «но».
После эскалации 1995-1996 года, названной позже «Третьим кризисом в Тайваньском проливе», торговые отношения между Тайванем и Китаем были весьма напряженными. И просто так импортировать из Китая чай было сложно.
И тут есть легенда (а какой чай без легенды?): Два участника чайной концессии долго пытались придумать способ поставки чая. Важным условием было отсутствие признаков выпуска товара в Китае на упаковке готового товара. И однажды Цзоу осенило – решение было простым и элегантным.
Чай будет упакован в обычную бумагу, и подготовлен к отправке в третью страну. В процессе перевозки, транзитом, судно зайдет на Тайвань, где груз будет успешно выгружен. Осталась проблема маркировки готового товара. И решение было простым и элегантным. Цзоу предложил указывать информацию о чае на кусочке бамбукового листа, делая оттиск нагретым металлическим штампом. Далее этот кусочек растения впрессовывался в глубину чайного брикета. Поскольку фрагмент был достаточно жестким, и не должен был явно проступать на поверхности, чайный брикет прессовали так, что полоска бамбука нередко находилась в середине кирпичика, оставляя видимым небольшой уголок. Если возникнут вопросы – всегда можно сослаться на то, что кусочек бамбука попал внутрь случайно, в процессе производства чая. Может это обломок корзины, сита, или просто кусочек мусора.
Теперь встал вопрос, что же написать на бамбуке, чтобы это было коротко, узнаваемо, и читаем. И поскольку пожилого Цзоу (а ему на этот момент шел уже седьмой десяток лет) нередко называли «Старым другом», то и название решили указать это – Лао Тунчжи или Старый Товарищ.
Это был первый выпуск чая с таким хорошо известным сегодня названием.
Позже, в 1999 году была основана чайная фабрика Хайвань. А знакомый брикет с полоской бамбука продолжал выпускаться еще много лет. Само же название «Лао Тунчжи» официально было зарегистрировано в 2003 году, а первые «подсолнухи» на упаковке чая поселились в 2002 году, после привлечения дизайнеров для разработки логотипа. Но это уже – другая история.
В 2023 году, 1 ноября, в день 24 годовщины фабрики Хайвань у самых преданных поклонников появится возможность приобщиться к истокам, и попробовать вкус того самого, первого чая с именем Лао Тунчжи, скрытом в нем самом.
Allex Leonenko