Китай – родина фарфора. Более 3000 лет назад в этой стране уже были известны места, где занимались обжигом глиняной посуды. С тех пор прошло много лет, и появилось много разных вариантов и стилей изготовления фарфора и керамики.
Давайте посмотрим, какие стили обжига стали самыми популярными.
1. Жу Яо (汝窑)
Один из самых знаменитых стилей династии Сун (960-1279 г.). Относится к «пяти знаменитым стилям обжига». Свое название этот стиль получил от места производства - Жу Чжоу. В настоящее время «канонический» Жу Яо производят в храме Цинлян, уезд Баофэн, провинция Хэнань. В Китае есть поговорка «Жу Яо – это начало».
Фарфор Жу Яо прост и элегантен. Его глазурь – это «… после дождя голубые облака, разбивающиеся о тысячи зеленых пиков» (строчка китайской поэзии пера Се Чжаочжэ династии Мин). Оттенки – от небесно-голубого до грязно-зеленого. На поверхности глазури может быть узор из мелких трещин, называемый «крабовые клешни» (蟹爪纹).
2. Гуань Яо (官窑)
Гуань Яо – это фарфор, изготовленный специально для дворца Императора Гао Цзун династии Южная Сун (1127 – 1279 г.). Благородный, стильный, элегантный внешний вид. Поскольку сырье для изготовления этой посуды имеет высокое содержание железа, темно-коричневый цвет и «тяжелый», этот стиль обжига позже назвали Цзы Коу Те Цзу (紫口铁足) «Фиолетовый зев, железная нога». За счет нанесения непрозрачной густой глазури, у горловины посуды ее толщина меньше, а цвет глины светлее, чем на нижней части посуды. Посуда имеет тонкую кайму серого, черного или коричневого оттенка в верхней части. Глазурь зеленоватого оттенка покрывает верх, образуя гармоничную, ровную текстуру. Нижняя часть сосуда остается почти без глазури, с коричневым цветом и оттенком железа на ножках или дне. Это и обусловило название стиля Цзы Коу Те Цзу.
Сегодня название стиля Гуань Яо принято употреблять по отношению у посуде, изготовленной в древние времена. Более поздние и современные варианты называют Цзы Коу Те Цзу.
3. Гэ Яо (哥窑)
Стиль относится к «пяти знаменитым» и своими корнями уходит во времена династии Сун (960-1279 г.). Этот стиль – один из ключевых в истории керамики. Основа для стиля Гэ Яо – темно-фиолетовая, черная или желто-коричневая глина. Глазурь – основное – непрозрачна, преимущественно цветов бежевого с коричневатым оттенком или серовато-зеленым. Поверхность глазури напоминает колотый лед, и образует узор из крупных или мелких фрагментов. Получившийся рисунок имеет множество различных поэтических названий: «Цветок сливы с черными жилками», «Жилы листьев», «Железная или золотая проволока» «Гражданские и военные» и т.д.
4. Дин Яо (定窑)
Один из «пяти известных стилей обжига» династии Сун. Является подлинным сокровищем в традиционном китайском процессе изготовления фарфора. Это – целая система, имеющая несколько центров производства. Свои истоки этот стиль находит во времена династии Тан (618-907 г.)и служит родоначальником белого фарфора. Древние печи для обжига в этом стиле были обнаружены в уезде Чжэндин, округе Куян и некоторых других местах в провинции Хэбэй.
Дин Яо – это тонкие фарфоровые изделия с блестящей глазурью и красивыми, порой довольно сложными узорами. Помимо белой глазури, этот стиль подразумевает посуду с темной, фиолетовой или зеленой глазурью. Соответственно, названия меняются на «Зеленый Дин», «Черный Дин» и т.д.
5. Цзюнь Яо (钧窑)
Входит в список «пяти знаменитых». Находится в уезде Юйчжоу, провинции Хэнань. Уникальный стиль, известный своей пятицветной глазурью. Оригинальный рецепт розово-фиолетовой глазури утерян, но попытки его воссоздать не прекращаются. В древности красоту этого фарфора описывали, как «Фиолетово-зеленый цвет, превращающийся в дымку на фоне заходящего солнца».
6. Цзиндэчжэнь Яо (景德镇窑)
Один из традиционных видов обжига. Родился в г. Цзиндэчжэне, провинция Цзянси. Сегодня это место имеет негласный титул «фарфоровая столица Китая». Первый обжиг в этом стиле относят к 618-626 году. Изделия в стиле Цзиндэчжэнь называют «белыми, как нефрит, яркими, как зеркало, тонкими, как бумага, звонкими, как колокольчики». Во времена династии Тан в печах Цзиндэчжэня обжигали фарфор из селадона. Во времена Северной Сун обжигали белый и голубой фарфор. Во времена династии Юань цветовая гамма сменилась на бело-голубую, красную и другие оттенки. Но самым знаменитым считается фарфор династии Мин – бело-голубой. Именно он получил титул «национальное достояние Китая».
7. Яочжоу Яо (耀州窑)
В настоящее время этот обжиг производят в городе Тунчуань, провинция Шэньси. Яочжоу Яо называют ярким представителем северного селадона. Это – один из основных районов производства народного селадона династии Сун. Изделия этого вида производились для Императорского Дворца.
Основные характеристики этого вида обжига: тонкий корпус изделия, высокое качество деталей рисунка, спокойный оттенки цвета, гладкая, ровная, глазурованная поверхность. Цвет глазури полупрозрачный и выгодно подчеркивает детали.
8. Цычжоу Яо (磁州窑)
Площадка для обжига расположена в районе города Пэнчэн (современный Сюйчжоу), горнодобывающем районе Фэнфэн, города Ханьдань, провинции Хэбэй, и города Гуантай, уезда Цысянь, провинции Хэбэй. Есть поговорка, что «На юге есть Цзиндэ, на севере – Пэнчэн».
Глазурь этого обжига богата цветами оттенками. Основные краски – белая, черная, темно-бежевая, зеленая. Самые известные работы выполнены в черно-белой гамме. Контраст между этими цветами – самый запоминающийся. Приёмы декорирования этого обжига достаточно разнообразны и красочны.
9. Лунцюань Яо (龙泉窑)
Один из шести видов обжига династии Сун, названный в честь района производства - город Лунцюань, провинция Чжэцзян.
Этот вид обжига славится селадоном. Изделия обладают толстым каркасом, светло-зеленой глазурью, и тонким остекленевшим поверхностным слоем. Во Времена династии Южная Сун наиболее популярными были розовый селадон и сливовый селадон.
10. Цзянь Яо (建窑)
Этот вид обжига находится в окрестностях города Цзяньян, провинции Фуцзянь. Истоки прослеживаются в конце правления династии Тан. Цзянь Яо славится богато глазурованным фарфором. Особенностью чаш с черной глазурью являлось высокое содержание железа в материале, из которого она была изготовлена. Отсюда пошло название «железная основа».
Черная глазурь в обжиге Цзянь Яо относится к категории кристаллической глазури с содержанием железа более 8%. В процессе высокотемпературного обжига при температуре 1300 градусов приводит к тому, что на поверхности глазури образуются своеобразные узоры. У этих узоров есть даже свои названия – «Кроличья шерсть», «Масло», «Пятно Куропатки» и т.д.
Allex Leonenko