Бай – одна из пяти с лишним десятков национальностей КНР. Народ бай насчитывает около двух миллионов человек, и больше половины из них проживают в Дали-Байском автономном округе провинции Юньнань, а остальные – в других регионах Юньнани, а также в Сычуани, Хунани и Гуйчжоу.

 

В VII веке нашей эры племена бай, жившие вокруг озера Эрхай, образовали независимое царство Наньчжао, боровшееся с танским Китаем. В VIII-IX веках под властью Наньчжао оказалась вся Юньнань, часть Сычуани, Бирмы, Лаоса и Таиланда, однако затем наступил упадок, и в начале Х века династия Наньчжао была свергнута, а позже было основано царство Дали, давшее название нынешнему юньнаньскому округу. «Наньчжао» и в наше время нередко встречается в наименованиях пуэров.

 


Бай делают и пьют чай с древних времён. Особое чаепитие далийских бай, так называемый Сань Дао Ча (三道茶) – «Тройной чай» упоминается ещё в путевых заметках Сюй Сякэ, великого китайского путешественника эпохи Мин.

Последовательное троекратное заваривание чая – «первый чай – горький, второй чай – сладкий, третий чай – с послевкусием» - не только оригинальная гастрономическая традиция, но и выражение жизненной философии бай.

Первый, «горький чай» готовится методом Као Ча, общим для многих малых народностей Юньнани: чай (в традиционном варианте – шайцин) как следует прогревается в глиняном горшочке, поставленном на угли, затем в горшочек наливается горячая вода, она вспенивается, и через несколько минут настаивания чай разливают по чашкам. Такой чай имеет выраженно горький вкус, освежает и бодрит. Эта горечь символизирует трудности, которые необходимо преодолеть, чтобы достичь успеха.

Для второго, «сладкого чая» в Као Ча добавляют тростниковый сахар, орехи, кунжут и особый далийский листовой сыр, так называемый жушань (乳扇 - «молочный веер»), и так далее. У такого чая приятный, сладкий, богатый вкус. Он символизирует награду за труды, благополучие, которого непросто добиться, но придя к нему, легко двигаться вперёд.

Третий раз чай заваривают с добавлением пряностей и специй – имбиря, перца, корицы-жоугуй (肉桂), сахара и мёда. Такой чай очень ароматен и оставляет длительное послевкусие, как бы подводя итог долгого жизненного пути, полного свершений, остающихся в памяти.

Трудно не увидеть в этом параллели с приготовлением сенегальской аттайи с таким же переходом от горького к сладкому и душистому - аттайю также варят трижды, добавляя во второй и третий раз дополнительные порции мяты и сахара к уже имеющемуся чайному листу. Но насколько я понял, в Сань Дао Ча каждый раз используется новый чай, просто во второй и третий раз его берут меньше.

Церемония Сань Дао Ча рассматривается как объект нематериального культурного наследия, широко используется бай в торжественных случаях (свадьбы, праздники, визиты уважаемых гостей и т.п.), а также стала популярным развлечением для посещающих Дали туристов.



Источники:

 

Антон Дмитращук