В конце года уходящего принято подводить его итоги. Чем был знаменателен 2023-й год в мире чая, по версии самих китайцев?
1. Главы Китая и Франции провели неформальную встречу с чайной церемонией
Главы Китая и Франции провели неформальную встречу с чайной церемонией
7 апреля Председатель КНР Си Цзиньпин провел неформальную встречу с Президентом Франции Эммануэлем Макроном. Главы двух государств сидели у воды, любовались пейзажами, пили чай. Произошло это подножья красивой горы Байюнь, в отеле Сунъюань, пригород Гуанчжоу, провинции Гуандун. Сопровождавшим неформальную встречу двух глав были два представителя китайской чайной промышленности: чай Фэн Хуан Дань Цун сильной обжарки и Классический красный чай Индэ.
Чайная беседа в Сунъюань – это не просто диалог между главами двух стран, это диалог между двумя разными цивилизациями, обернутый в рамки неформальной дипломатии.
2. Гора Цзинмай внесена в список Всемирного культурного наследия
2. Гора Цзинмай внесена в список Всемирного культурного наследия
17 сентября на 45-й расширенной сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Эр-Рияде (Сайдовская Аравия), была рассмотрена и одобрена заявка Китая на внесение «Культурного ландшафта древней чайной горы Цзинмай» в список Всемирного культурного наследия.
Это – первое подобное место в китайской чайной культуре, и 57-й объект в общем списке Китая, внесенные в список. Сложно сказать, для кого это стало большей радостью – для жителей Китая, как нации, или для производителей чая, тут же поднявших на 10% стоимость продукции, изготовленной из сырья, собранного в горах Цзинмай.
3. Международные стандарты классификации для шести видов китайского чая
Международные стандарты классификации для шести видов китайского чая
18 апреля 2023 года был официально обнародован международный стандарт ISO20715 «Классификация чая». Он основан на двух национальных китайских стандартах: «Классификация чая» 2014 г и «Метод химической классификации чая» 2018 г.
31 эксперт из Китая, Германии, Японии и других стран совместно обсудили и сформулировали новый стандарт, который после публикации и одобрения Международной организации по стандартизации, был принят.
Появление этого стандарта знаменует обновление и более четкое разграничение шести основных категорий китайского чая, представленных в международной стандартизации.
4. Национальный стандарт упаковки
Национальный стандарт упаковки
1 сентября был официально введен в действие национальный стандарт GB 23350-2021 «Ограничение чрезмерной упаковки продуктов питания и косметики».
Этот стандарт вызвал многочисленные споры со стороны производителей. Многочисленные обсуждения проекта стандарта длились с 2021 года. В итоге, после введения в действие, для чая максимальное число слоев упаковки теперь не должно превышать четырех. Кроме того, существует и учитывается теперь коэффициент плотности. Внедрение этого стандарта призвано уменьшить углеродные выбросы, часть которых приходится на производство различных видов упаковки. Второй, существенной задачей стандарта является общее снижение загрязнения окружающей среды отходами упаковки. Тем не менее до сих пор нет данных, насколько успешно этот стандарт претворен в жизнь, и какие карательные меры предусмотрены за его нарушение.
5. Азиатские игры в Ханчжоу
Азиатские игры в Ханчжоу
В Ханчжоу, провинция Чжэцзян, с размахом прошли XIX Азиатские игры, во время которых чай, как важный культурный символ Китая, был неоднократно проставлен в различных видах. Зрители и участники спортивных состязаний могли насладиться чайным мастерством династии Сун: видом картин чайной тематики, попробовать свои силы в изготовлении чая Лунцзин, оценить вкус готового напитка, и чайной церемонии. Гостям были показаны различные чайные реликвии и современные художественные композиции.
Чайные мероприятия были призваны показать уникальную и разнообразную историю китайского чая, идущую из глубины веков.
6. Выставка чайной культуры в Запретном Городе.
Выставка чайной культуры в Запретном Городе.
Со 2 сентября по 30 ноября в Дворцовом музее Запретного города проходила специальная выставка чайной культуры «Мир чая». В рамках выставки было представлена коллекция экспонатов из более, чем 555 групп, привезенная из 30 различных музеев и культурных учреждений.
Большой масштаб и узкая тематика позволили представить историческое наследие Китая с прошлых лет до наших дней, объединяя регионы и национальности. Планирование и подготовка к выставке заняли около 10 лет. Само проведение выставки стало очень важным событием 2023 года не только в мире чая, но и в общей китайской культурной жизни.
7. Первый выпуск марки «Международный День Чая»
Первый выпуск марки «Международный День Чая»
Первый выпуск марки «Международный День Чая»
21 мая отмечается Международный день чая, официально принятый Организации Объединённых Наций 21 декабря 2019 года.
В 2023 году Почтовая администраций ООН зарегистрировала первый выпуск тематических марок «Международный день чая». Полная страница содержит 10 марок, из которых четыре марки несут изображение чайной посуды, а оставшиеся шесть – это изображения готового чая и чайного листа. Дополнительным элементом к каждой марке идет эмблема Организации Объединенных Наций, без номинала. Номинальная стоимость одной марки составляет 1,10 швейцарских франков.
Первый тематический выпуск «Чайных марок» — это еще одна возможность для Китая показать богатую чайную культуру для всего мира, а так же устойчивое производство и потребление чайных напитков.
8. Выпущены национальные стандарты безопасности пищевых продуктов
Выпущены национальные стандарты безопасности пищевых продуктов
В конце сентября Национальная комиссия здравоохранения Китая выпустила 85 стандартов безопасности пищевых продуктов. В состав вошли три новых стандарта пищевой безопасности для чая, 5 стандартов пищевой безопасности для производства чая, шесть стандартов относящихся к использованию материалов, контактирующие с пищевыми продуктами.
Стандарты пищевой безопасности предусматривают определение «чайного сырья» и «готовой чайной продукции», устанавливают технические требования к органолептическим свойствам чая, устанавливают предельные содержания загрязняющих веществ – остатков пестицидов и пищевых добавок. Китайский чай становится безопаснее (речь не идет о продукции, реализуемой за пределы Китая).
9. Мероприятие Чай и Мир
Мероприятие Чай и Мир
15 мая в особняке-музее принца Гуна в Пекине состоялась церемония открытия встречи «Чай и Мир», организованной Министерством культуры и туризма Китая. Мероприятие объединило 41 международную организацию и китайские посольства и консульства за пределами Китая, а так же китайские культурные центры разных стран. Сама встреча была приурочена к Международному дню чая, отмечаемому 21 мая. Мероприятие позволило погрузиться зарубежной аудитории в богатую и красочную китайскую чайную культуру посредством контакта с материальными объектами, фотографиями, видеороликами, художественными материалами.
Используя чай в качестве предлога, китайская культура путешествует по миру, рассказывая историю китайской цивилизации и укрепляя взаимопонимание и дружбу. Чайная тематика различных мероприятий легко и умело сочетаются с танцевальной, музыкальной, литературной китайской культурой, боевыми единоборствами, китайской кухней и другими объектами восточной эстетики.
10. Лань Цан Гу Ча на Гонконгской фондовой бирже
Лань Цан Гу Ча на Гонконгской фондовой бирже
22 декабря первая чайная компания Китая Лань Цан Гу Ча объявила о своем IPO на основной площадке Гонконгской фондовой биржи.
Свое размещение на бирже чайная компания Лань Цан начала 2 августа, опубликовав новости о размещении своих обыкновенных акций за рубежом. 7 ноября официальный сайт Гонконгской биржи обнародовал информацию о сборе документов для первичного размещения активов компании на своей площадке.
Компания Лань Цан Гу Ча стала первой чайной компанией материкового Китая, акции которой были размещены на Гонконгской фондовой бирже. Представители компании считают это важным шагом к капитализации бренда. Выход на биржу оказался для компании Лань Цан Шу Ча не особенно удачным. В первый же день торгов стоимость акций компании упала на 18,7% процента. Падение цены на акции связывают с постоянным снижением прибыли компании последние несколько лет и с большими товарными запасами, ликвидность которых вызывает опасения у потенциальных инвесторов. Но представители бренда не теряют оптимизма.