Можно сказать, что пуэр является в какой-то мере альтернативой традиционным видам чая в китайской чайной промышленности. Существенный рывок и узнаваемость чая были достигнуты за 10-20 лет, позволив занять этому виду чая первое место в «Топ-10» чайных брендов в Китае.

По случаю 70-летия основания Нового Китая чайная сеть puercn.com решила сделать обзор «Десяти лет перемен». Давайте посмотрим вместе, как же развивалась история чая пуэр с 2009 по 2019 годы.

2009 год: промышленная перестройка и узнаваемость бренда

До 2009 года основным этапом развития чая пуэр было становление и закрепление на рынке. В предыдущем десятилетии возникли и были отработаны технологии, появились и развивались чайные заводы, выпускающие такой тип чая.

В связи с возникшим кризисом на рынке чая в период 2007-2008 года и последствиями мирового финансового кризиса 2008 года индустрию чая пуэр в эти годы можно охарактеризовать, как слабую, а рыночные цены – нестабильными. В связи с этим в провинции Юньнань были скорректированы структуры производства, восстановлен выпуск лучших сортов прошлого. Пропорции выпуска были установлены следующие:      Пуэр – 30%; Черный (красный) чай – 20%, зеленый чай – 50%. При этом были установлены следующие цены на пуэр: минимум 8 юаней, максимум 42 юаня за 1 кг. Это было сделано для обеспечения развития этого направления рынка. Стоимость указана без учета капитализации бренда, рекламных услуг и других элементов маркетинга. Для известных компаний рынка была установлена максимальная стоимость килограмма пуэра 65 юаней.

Таким образом, стоимость стандартного чайного блина, весом 357 грамм находилась на уровне 25 юаней. Такой подход устроил всех, и чайных фермеров, и потребителей, и поддержал стабильное развитие чайной промышленности.

Некоторые предприятия, такие, как, например, Лун Шен Групп, фабрика Да И, положительно отреагировали на эти изменения. Каждое из них представило производственную линию, позволяющую скорректировать объемы выпускаемого чая в соответствии с принятой пропорцией. Именно в это время в пуэре, как в бренде стала проявляться концепция древесного происхождения исходного сырья. Стали появляться новые предприятия.

2010 год: Новая среда медиа, рост электронной чайной коммерции.

Хотя 2007 год был годом спада на рынке пуэра в связи с кризисом перепроизводства продукции (чай прессовали из всего, чего можно), интернет-продажи, порожденный бурным развитием сети интернет, пережили стремительный рост. Многие чайные производители пуэра стали использовать электронную коммерцию, как новое направление своего развития. Ощутив потребность в обслуживании нового рынка сбыта, появляются нове бренды, предназначенные специально для дистанционных продаж посредством сети интернет. Это – время появления хорошо знакомых сейчас интернет-магазинов и торговых площадок, предоставляющих услуги по продаже товаров.

2011 год: Начало Интернет-торговли чаем

Большинство чайных производителей, от небольших, до гигантов стали осваивать сеть Интернет, а вместе с этим онлайн- и офлайн-продажи. К 2011 году Юньнаньский чай пуэр добился неплохих результатов продаж на различных сетевых платформах, и это стало началом триумфа. На интернет-площадке Taobao, согласно статистики, этот вид чая занял первое место по продажам.

2012 год: модернизация рынка, стабильность и изменения рынка пуэра

Долгие годы на чайном рынке пуэра, изготовленного из сырья со старых деревьев царило спокойствие и стабильность. Покупательский сегмент состоял из представителей зрелого возраста, и занимал определенную долю рынка.

С ростом потребления возник повышенный интерес к отрасли. Чайный рынок пуэра совершил стремительный рывок за счет обширных инвестиций. Соответственно, среди производителей возникла определенная конкуренция и борьба за свои объемы сбыта продукции на рынке. Возник очередной кризис перепроизводства пуэра, и отрасли стала необходима корректировка ассортимента выпускаемой продукции. В этом году производители стали экономить на качестве чая за счет удешевления исходного сырья.

2014 год: Взлеты и падения.

В первом полугодии 2014 года общие продажи чая пуэр находились на прекрасном уровне, и переживали рост. CCTV (китайский телевизионный канал), сообщил, что цена качественного чайного сырья для изготовления чая выросла за год. А сырье из некоторых знаменитых чайных мест выросло в цене в 2-3 раза. Однако вторая половина года показала, что рынок пуэра снова устремился в пике. В целом, отрасль начала переживать спад. Цены всех производителей стали снижаться. А некоторые цены на чай свежего урожая упали на 50-60%.

2015 год: закрытие предприятий, рынок пуэра в стагнации

После второй половины 2014 года, когда рынок пуэра сопровождался падением, 2015 год не принес ничего нового. Рынок прекратил стремительное падение, но и роста не показал. При этом возникла ситуация, когда с одной стороны группы поклонников этого типа чая постепенно расширяются.  С другой стороны, изменились приоритеты и адресаты инвестиций, что не позволило отрасли продолжить развитие. При этом, среди действующих производителей так же возникли сложности, и многие небольшие фабрики были вынуждены прекратить свое существование, или пройти процесс реорганизации.

В этом же году приоритет в выборе чая среди поклонников впервые склонился к шу пуэру (до этого основным продаваемым чаем был шен пуэр, или неферментированный чай).

2016 год: Рост рынка, цитрусовый чай, интерес к шу пуэрам

В 2016 году рынок пуэра снова показал рост, хотя многие магазины по-прежнему переживают спад продаж. При этом растут интернет-продажи чая. Но во второй половине года на рынке пуэра вновь возникло оживление и рост продаж. Это стало возможным благодаря появлению на рынке нового продукта – шу пуэра в зеленом мандарине. Этот продукт буквально взорвал рынок пуэра. В этот год был поставлен рекорд производства пуэра, выразившийся в цифре 1,6 млрд. юаней. Наравне с новичком рынка прежние виды чая так же показали рост продаж и интереса к ним.

Согласно статистики, в 2016 году доход на душу населения среди чайных фермеров вырос достиг 2900 юаней, увеличившись на 300 юаней по сравнению с 2015 годом, что в процентном соотношении составляет 11,5%.

2017 год: стремительный взлет цен на весенний чай, популярность экологических чайных садов

 В первом полугодии 2017 года из-за таких факторов, как климат, спекуляции на рынке резко выросла цена весеннего чая-сырца. Особенно сильно вырос в цене чай первого сбора.

К этому времени площадь чайных садов Юньнани превысила 6 млн.му. Производителей чая стало невероятно много. В 2017 году чай пуэр стал одной из самых массовых категорий продаж на некоторых торговых интернет-площадках. Во многом это произошло из-за повсеместного внедрения интернета в жизнь жителей, удобству дистанционных покупок. Кроме того, стали появляться специализированные источники, информирующие о культуре потребления чая и тенденциях рынка.

При этом была озвучена новая проблема – экология. Основной тезис – «Для удовлетворения потребностей рынка и повышения количества потребления чая необходимо снова совершенствовать чайную индустрию». Поэтому во главу угла ставятся термины «органик» и «экологичность». Проводится сертификация таких чайных садов. Тенденции «зеленого или безопасного чая» постепенно завоевывают популярность на рынке.

2018 год: Эра брендинга, десятка лучших брендов страны состоит из производителей пуэра

По результатам «Региональной оценки стоимости чайных брендов в Китае в 2018 году» стоимость производителей чая Пуэр составила 6,410 миллиарда юаней, что на 400 миллионов юаней больше, чем в 2017 году. Это позволило занять первое место в десятке брендов Китая, и получить поддержку на различных уровнях.  Положительно это сказалось и на развитии рынка – он в очередной раз вырос. Увеличилась узнаваемость бренда.

2019 год: Работа на склад, «зеленый путь развития» пуэра

В 2019 году рынок продаж пуэра немного подавлен. С одной стороны на него влияет спрос, который вырос не так, как выросли цены. С другой стороны, с ростом осведомленности поклонников пуэра, проведение спекуляций стало затруднительным. Покупателям не интересен «просто чай». Повышенный интерес возник к органическому, качественному «зеленому» чаю. Именно такие виды чая стали востребованы в большей степени.

Оставшиеся участники рынка сменили концепцию и основной стратегией развития установили складирования готовой продукции.

В этом году в отчете правительства провинции Юньнань указывалось, что для развития рынка чая необходимо приложить все усилия. При этом концепция развития рынка пуэра будет строиться по направлениям «Экологичная продукция», «Экологичный продукт» и «Здоровый образ жизни».

Укрепление и повышение узнаваемости брендов, приоритет «зеленым» производителям, выпускающим качественный и безопасный чай, являющийся основой здорового образа жизни – это приоритетный путь развития чая пуэр.

Оригинал материала