Нэйфэй (内飞; встречается также написание 内扉) – небольшая бумажная этикетка, впрессовываемая в блины, кирпичи, точи и другие формы прессованного чая, чаще всего пуэра. В прессованных хэйча, красных, белых чаях и т.д. нэйфэи тоже встречаются, но сравнительно редко. Ещё нэйфэи кладут в корзинки Люань Хэй Ча, которые трудно однозначно отнести к прессованному или рассыпному чаю.
Нэйфэи обычно имеют квадратную или близкую к квадратной форму, но бывают и круглые, овальные и т.д. Нэйфэй закладывается в чай в процессе прессовки, в идеале – таким образом, чтобы его нельзя было извлечь, не повредив блин/кирпич, но чтобы он был при этом хорошо виден, и покупатель мог его опознать, даже не беря чай в руки. Проще говоря, он должен быть покрыт чайным листом примерно наполовину. На практике, конечно, бывает и так, что нэйфэй оказывается в толще чая, и так, что он едва держится на поверхности.
Основное предназначение этих внутренних этикеток – идентификация чая и защита его от подделок. Считается, что нэйфэй изобрёл Хуан Бэйу (黄备武), возглавивший в 1930-х чайный дом Тунчанхао (同昌号). Дом Тунчан был основан в 1869 г., во время расцвета чаеводства в Иу, и во второй половине правления под девизом Гуансюй (1871-1908 гг.) стал одним из крупнейших иушаньских чайных домов и ведущих поставщиков податного пуэра наряду с Чэшуньхао (车顺号) и Аньлэхао (安乐号). Позже чай Тунчанхао стал известен также под маркой Хуан Вэньсин Хао (黄文兴号) – по имени владельца. В некоторых источниках говорится, что Хуан Бэйу сменил на посту Хуан Вэньсина, но оставил прежнюю маркировку; другие утверждают, что это один и тот же человек, изменивший в какой-то момент своё имя; а из тех источников, где биографические сведения более подробны, можно сделать вывод, что у господина Хуана было два имени и, в некотором роде, две личности. Он был не только чайным фабрикантом и торговцем, но и мастером боевых искусств. В этом качестве он несколько уступал своему знаменитому дяде Хуан Сичжэню, но для своего времени был выдающимся бойцом. Говорят, что он никогда не ездил верхом, а странствовал в паланкине необычного вида; он водил караваны в Бирму, Таиланд, Лаос и Вьетнам, откуда привёз себе жену-красавицу. В 1948 г. он закупал оружие для народных сил самообороны, попал в гоминьдановскую засаду и был убит. Таким образом, два имени отражают две части его противоречивой натуры: Вэньсин можно перевести как «подъём культуры», а Бэйу – как «готовый к битвам».
В общем, вот такой интересный персонаж первым придумал остроумный способ защитить чай от фальсификации, что было особенно важно в его время, поскольку тогда у блинов пуэра не было индивидуальных обложек – они просто упаковывались стопками-тунами в бамбуковые листья (думаю, многие читатели обращали внимание на то, что антикварный пуэр начала ХХ века выставляется в музеях и продаётся запаянным в пластик без бумажных обложек). Когда же обложки появились, это не решило проблему, а наоборот, открыло новые возможности для мошенничества в виде «переодевания» блинов – а заменить один нэйфэй на другой сложнее (хотя теоретически возможно и такое: сохранив нэйфэй от дорогого винтажного чая, можно впрессовать его в более дешёвый блин). Кроме того, у старого чая обложки иногда буквально истлевают, и нэйфэи могут помочь определить, например, год его выпуска, хотя бы приблизительно – существуют каталоги, в которых детально описаны особенности полиграфии внутренних этикеток разных генераций пуэра CNNP и Чжун Ча.
Так, в ряде источников выделяют следующие типы нэйфэев старого чая: на тонкой промасленной бумаге с тонким шрифтом; с фигурным шрифтом; с толстым шрифтом и традиционными иероглифами; с упрощёнными иероглифами; с дайским письмом. Тонкая промасленная бумага с тонким шрифтом и едва заметным сетчатым рисунком была характерна для раннего периода, до 1955 года; похожая бумага использовалась и в период с 1966 по 1997 гг., но у тогдашних нэйфэев были другие особенности. Нэйфэи с фигурным шрифтом делятся на два вида: у ранних 7572 шэн бинов и 7452 шу бинов шрифт бледнее, и иероглифы не совсем чёткие, а у некоторых 73 цин бинов (такое название закрепилось за 7542, сделанными в 1984 г., это известный коллекционный чай) и ранних 8582 шрифт более яркий. Нэйфэи с толстым шрифтом и традиционными иероглифами были в ходу примерно до 1995 или 1996 года. Затем был период с крупными иероглифами – в 1996-1997 гг. на тонкой бумаге, в 1998-1999 гг. – на плотной. После этого на нэйфэях Мэнхайской фабрики появляется дайский шрифт. В других источниках приводится другая типология, уделяется особое внимание расположению и направлению малых черт в иероглифе «州», вариациям написания иероглифа «出» и так далее.
В наше время, конечно, вся необходимая информация помещается на обложку, и если чай представляет большую ценность, то принимаются меры, чтобы обложку нельзя было незаметно снять и упаковать в неё другой чай: она закрепляется наклейками, наклейки могут иметь степени защиты в виде голограмм и т.п. Нэйфэи сохраняются, скорее, как дань традиции. Но и на них иногда появляются элементы современной защитной полиграфии – например, микротекст.
Порой нэйфэи помогают понять механику работы российских чайных проектов, увлекающихся «фирменным чаем». Бывает, послушаешь руководителя такого проекта – у него чуть ли не собственное производство в Китае, и сырьё он чуть ли не собственноручно отбирает. Обложки восхитительно красивые, названия оригинальные и броские. А заглянешь под обложку – а там нэйфэй ординарной серии хорошо известного завода, специализирующегося на дешёвом чае.
Пуэр может быть и вовсе без нэйфэя, и это ничего не говорит о его качестве. Настораживать должны только ситуации, когда обложка и нэйфэй не соответствуют друг другу – допустим, обложка даишная, а нэйфэй пувэньский... Хотя лично я ни разу с подобным не сталкивался; распространённость и значимость фальсификации пуэра вообще не стоит преувеличивать, особенно если вы имеете дело с бюджетным чаем, возраст которого не превышает 20-30 лет.
Сейчас пуэр чаще прессуют рыхло, так что отделить нэйфэй от чая обычно не составляет труда. При плотной прессовке в стиле «старой школы» это сделать сложнее. Если это недорогой чай, то можно просто пожертвовать чайными листьями, прилипшими к нэйфэю. Но можно и повозиться, прогревая кусок чая с нэйфэем или держа его над паром – это помогает, хотя и не всегда. Наконец, можно просто заварить чай вместе с обрывками нэйфэя, но при этом может появиться бумажный привкус.
Нэйпяо (内票) – это ещё один элемент пуэрного «костюма», листок с краткой информацией о чае, который кладётся под обложку. Он больше нэйфэя, что позволяет разместить на нём сведения о производителе, сырье, районе производства и т.д.; написанное нередко носит явно рекламный характер, и не стоит воспринимать слова о тысячелетних деревьях буквально. Некоторые производители помещают на нэйпяо цитаты из романов и трактатов о чае, чайные стихи и даже полный цикл производства чая в картинках. Текст на нэйпяо может быть не только на китайском языке, но и на ломаном английском (транскрипция китайских терминов при этом зачастую чудовищна – «chi tse beeng» и т.п), на дайском (внешне похожем на лаосский и тайский) и др.
И ещё есть чжипяо (支票) – «вспомогательные этикетки», которых розничный покупатель обычно не видит. Это листки со сведениями о чае, которые вкладывают в туны или, чаще, в ящики, в которых может быть 4, 6, 8 или 12 тунов.
Встречаются люди, которые собирают нэйфэи и нэйпяо, но коллекционирование этих документов, как и пуэрных обложек, почему-то не стало популярным увлечением. Что, на мой взгляд, очень странно – по-моему, это прекрасные объекты для коллекционирования.